Успешность особого ребенка зависит от многих факторов, в том числе, от его владения трудовыми навыками и предпрофессиональными знаниями. Поэтому, этим направлениям работы уделяется постоянное внимание в филиале комплексного центра Новоалтайска в Косихинском районе.
— Первые трудовые навыки наши ребята получают при подготовке к коррекционно-реабилитационным занятиям, когда они помогают мне оборудовать свои рабочие места, — делится Ирина Андрияшкина, специалист по социальной работе филиала. — Мы вместе раскладываем раздаточный материал, необходимые принадлежности: ножницы, бумагу, стеки для лепки. По окончании занятий дети под моим присмотром учатся наводить порядок в кабинете.
Начальный опыт по ознакомлению с миром профессий ребята приобретают в ходе ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Магазин», «Парикмахерская». Эта взрослая деятельность наиболее знакома маленьким получателям социальных услуг, поэтому им проще выстраивать друг с другом диалог или вести беседу, развивая тем самым связную речь.
Более 5 лет в филиале по Косихинскому району идет работа по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. За это время специалисты помогли определиться с будущими профессиями 20 ребятам: 3 подростка поступили в высшие учебные заведения, 7 — в средние специальные учебные заведения, 10 – в профессиональные училища.
Работа по предпрофессиональному самоопределению начинается с психологической диагностики подростков от 12 лет и старше с использованием компьютерной программы «Профи-II. Новая версия». По ее результатам специалисты разрабатывают профессиограммы, дающие детям более полное представление о профессии, а родители получают рекомендации об интересах своего ребенка.
Рассказывает Валентина Ельчина из Косихи:
— Мой сын Саша долго не мог определиться с будущей профессией. Мы регулярно посещали занятия в филиале комплексного центра. После того, как с мальчиком поработали специалисты, они посоветовали обратить внимание на профессию повара. Мы так и сделали. Теперь сын учится на втором курсе Алтайского агротехнического техникума, и ему очень нравится выбранная специальность. Для того, чтобы работа с детьми и подростками была более результативной, специалисты постоянно повышают свою профессиональную компетенцию. В мае текущего года они стали участниками вебинара «Предпрофессиональное и профессиональное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», организованного краевым реабилитационным центром «Родник». Полученные знания они и в дальнейшем планируют применять в коррекционно-реабилитационной работе.