Дети с ранним детским аутизмом, или дети РАС, в комплексном центре Новоалтайска получают социальные услуги на стационаре, полустационаре и на дому. Если на полустационаре ребенка сопровождают родители на всем протяжении коррекционно-реабилитационных занятий, а дома он социальные услуги получает в привычной для себя обстановке, то стационар – это новая среда для ребенка, где ему нужно помочь адаптироваться. Поэтому задача специалистов заключается в том, чтобы, проявив максимум терпения и доброты, оказать ребенку весь комплекс социальных услуг, отраженных в его индивидуальной программе получения социальных услуг.
Прежде всего, необходимо постепенно включать детей РАС в коррекционно-реабилитационные занятия, последовательно формируя у них мотивацию на усвоение новых умений и навыков.
В стационаре комплексного центра действует особый распорядок дня, где чередуются время занятий, сна и отдыха. Детей-аутистов часто сопровождают привычки спать с посторонними предметами (например, игрушкой), они могут отказываться от принятия пищи вместе со всеми детьми, ребенок может отказываться от прогулки в коллективе других ребят. Эти особенности всегда учитываются специалистами отделения комплексной реабилитации для создания детям комфортных условий.
Ольга Камнева, психолог отделения комплексной реабилитации, делится опытом своей работы с детьми РАС:
– Окружающая среда в стационаре может сказаться на поведении детей РАС. В некоторых случаях новые люди и новое окружение, звуки, могут спровоцировать либо гиперактивность, либо замкнутость ребенка. На методической учебе, которая проводится в нашем отделении перед каждым реабилитационным заездом, я всегда напоминаю специалистам, что к детям-аутистам нужен особый подход. Если ребенок отказывается от дневного сна, то не следует заставлять его ложиться в кровать, это может спровоцировать нежелание находиться на стационаре, что ухудшит процесс адаптации. Желательно подобрать для него интересное спокойное занятие, например, разобрать мягкие блоки, которые есть и в группе мальчиков, и в группе девочек. Со своей стороны, чтобы снять у детей РАС эмоциональное напряжение, я провожу с ними индивидуальные занятия с элементами релаксации в сенсорной комнате, другие специалисты также организуют коррекционную работу с целью успешного вхождения в детский коллектив. Главное – идти от желания ребенка и чтобы не навредить адаптационному процессу.
Ольга Николаевна продолжает:
– Если ребенок владеет речью, он рассказывает о своих переживаниях или о том, что не так в том пространстве, где он находится. Получив от ребенка информацию, мы понимаем, с чем нам сегодня работать. Если ребенок не говорящий, советуемся с родителями, что он любит или, наоборот, что его раздражает. Опять же идем от личных пристрастий детей.
Опыт показывает, что ребенка РАС практически невозможно что-то заставить делать, в этом случае можно добиться обратного результата. Специалистам следует быть тактичными и терпеливыми, постоянно применяя в своей профессиональной деятельности правила взаимодействия с детьми с расстройством аутического спектра. Только в этом случае ребенок постепенно пойдет на контакт и сможет адаптироваться в незнакомом ему коллективе. Его не нужно переделывать, нужно выслушать, понять, помочь, доброжелательно прививая навыки жизни в коллективе.